?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Психотерапия может быть не столько полезной, сколько вредной. К сожалению, очень мало людей об этом знают - и среди психологов, и среди тех, кто нуждается в помощи психологов.
Уж очень часто приходилось наблюдать такие картины, когда человек, ходивший на длительную терапию, посещавший различные психотерапевтические группы, менялся до неузнаваемости, и не в лучшую сторону - становился более закрытым, чёрствым, гордым и неживым, и вообще переставал интересоваться истиной, переставал идти вглубь.
И теперь понятно, почему...


Оригинал взят у pasha88888888 в О ловушках в психотерапии
В результате работы с психотерапевтом ( хотя это можно делать и без психотерапевта, путём наблюдения и осознавания в себе в жизненных ситуациях, если мы не отворачиваемся от тех реакций и проявлений, которые в нас возникают в ходе нашей обычной жизни ) может происходить соприкосновение с подавленными переживаниями, с подавленной болью, с подавленными, недопрожитыми ментально-эмоциональными зарядами - с одной стороны, это может привести к положительным результатам, а с другой стороны, это может привести к отрицательным результатам.
К положительным результатам это может привести, если человек уже живёт без отождествления со "значимым образом себя", без "жалости к себе", или работает над неотождествлением со "значимым образом себя", с "жалостью к себе" ( под работой над неотождествлением со "значимым образом себя" и с "жалостью к себе" подразумеваются те случаи, когда человек осознанно отказывается услаждаться ощущением "значимости" и "жалости к себе", если они возникают, когда человек не медлит в этих состояниях, не соглашается в этих состояниях зависать ).
К отрицательным результатам это может привести, если человек всё ещё живёт с отождествлением со "значимым образом себя", с "жалостью к себе", то есть продолжает услаждаться этими состояниями.
Но многие ли люди из тех, кто идёт к психотерапевту, живут без отождествления со "значимым образом себя", с "жалостью к себе" ( не говоря уже о психологах, из которых большинство в самих себе отождествляются с этим ) ?

Вот, человек пришёл к психотерапевту, закрытый, подавленный, с чувством неуверенности в себе из-за ощущения "незначимого образа себя".
И что происходит, когда психотерапевт начинает его слушать? Человек чувствует, что ему уделяют внимание, человек воспринимает всю эту ситуацию через фильтр "значимого образа себя". И в результате у человека в его ощущениях "незначимый образ себя" превращается в "значимый образ себя", и из-за этого происходит "подсаживание" на психотерапевта.
И что происходит. Когда человек приходит к  психотерапевту, ему сразу может хотеться рассказать как можно больше о себе, "пожаловаться" на жизнь, на ситуации, на других людей, на своё состояние, иногда даже плакать из-за "жалости к себе" по этому поводу, у него может из-за этого сразу начинать многое всплывать, какие-то эмоции, какие-то воспоминания, всё очень бурно может начать катарсировать. Ему это нравится, он восхищается, поражается: "что такое этот психолог делает, что у меня такие бурные процессы начинаются?" - А психотерапевт усиливает этот эффект, используя доверительный тон голоса, и как бы говорит всем своим видом человеку: "вы мне всё можете рассказать, я всё пойму и во всём вас поддержу".
И человек подсаживается на это "вы мне всё можете рассказать, я всё пойму и во всём вас поддержу". Потому что от этого он чувствует, что увеличивается его значимость в этом плане - до этого он никому не был нужен, никто им не интересовался, многие его игнорировали ( и тем более, игнорировали его "богатый внутренний мир" ), а психотерапевт проявляет к этому "миру" заинтересованность. В этом одна из основных причин "подсаживания" на психотерапевта. Особенно всё это свойственно эгоцентричным людям ( а много ли людей из тех, кто приходит к психотерапевту, не эгоцентричны? ) - "я настолько важный и интересный, что ещё кому-то, кроме меня, важен и интересен мой "внутренний мир" ", "это мне оказывают поддержку - я настолько важен, что обо мне заботятся, раньше я никому не был важен и интересен, а теперь - важен и интересен" - в результате чего у человека раскручивается, усиливается и культивируется "жалость к себе" и "значимый образ себя". Человек ещё больше опьяняется всем этим.
От этого возникает чувство удовольствия, эйфории, и хочется быть рядом с психотерапевтом - с таким человеком, "которому я интересен". Получается - зависимость - "значимый образ себя" впадает в зависимость от поглаживаний, от интереса к его персоне.
Это очень похоже на эго-влюблённость - там тоже чувство, что "я важен и интересен", что "обо мне хотят заботиться", и тоже это всё сопровождается эйфорией, повышением "значимости" и "жалостью к себе".

Помимо этого психотерапевт помогает человеку открыть в себе бурные негативные эмоции, что происходит на фоне усиления "значимого образа себя" человека . Что будет происходить в этом случае? Человек будет смотреть на эти бурные негативные эмоции и думать: "о, я не представлял себе, что внутри меня есть такие негативные эмоции, я запрещал себе их чувствовать ( какой же я был несчастный ), теперь я больше не боюсь их чувствовать, теперь я могу себе позволить их чувствовать" - и это сопровождается увеличением ощущения "собственной важности", "значимого образа себя", "жалости к себе".

И такая "психотерапевтическая работа" ( даже в том случае, если это ещё не худший вариант, при котором "психотерапевтическая работа" прямо направлена на укрепление "значимого образа себя" ( которую там называют повышением самооценки :) ), вскрывая вытесненные ментально-эмоциональные заряды, поднимая на поверхность то, что когда-то вытеснялось, ведёт к тому, что человек будет относиться ко всему всплывшему, ко всему в себе, что он стал лучше чувствовать - с точки зрения эго, с точки зрения "значимого или незначимого образа себя", "жалости к себе". И в результате, лучше чувствуя свои желания и эмоции, человек будет становиться ещё более эгоистичным. И при этом обязательно будут оставаться более тонкие слои отождествления, где будет скрыта гордость, непринятие в себе более тонких проявлений, которые гордость собой прикрывает, и которые человек из-за этого не осознаёт.

Так что, человеку прежде всего нужно активно работать над растворением "значимого образа себя", над растворением гордости, над растворением "жалости к себе". По мере растворения всего этого, то, что было вытеснено, само будет всплывать, так как исчезнет энергия, которое всё это вытесняла, и процесс терапии вытесненного будет происходить более оптимально, без увеличения в человеке других деструктивных состояний,  процесс терапии вытесненного будет происходить безопасно для души человека.

Comments

( 6 поделились — Что думаешь? )
star_olek
May. 28th, 2016 09:59 am (UTC)
Какие-то однобокие рассуждения, на мой взгляд. Может быть, на психотерапию и приходят люди эгоцентричные. Однако, не будем забывать, что люди запутались в этой жизни, не знают как жить дальше, им нужна помощь и они за ней обращаются. Кто-то к гадалке, кто-то к психотерапевту, кто-то к священнику... Важно то, что люди стремятся разобраться, что с ними происходит. А не закрываются, не озлобляются на весь мир и всех вокруг. И это можно считать первым шагом к осознанию себя. Ведь большая дорога начинается с первого шага. И для того чтобы "активно работать над растворением "значимого образа себя"" нужна какая-то база, настроенность, определенный образ мыслей.
Я думаю, просто стоит человеку напоминать, что психотерапевт (гадалка, священник и т.д.) - это всего лишь первый шаг.
monkey_key
May. 29th, 2016 05:00 am (UTC)
Олька, привет! :)
Да, Оль, я понимаю, о чём ты.
Но, к сожалению, реалии таковы, что очень мало кто из практикующих психотерапевтов может дать для этого здоровую, адекватную теоретическую и практическую базу. И очень мало кто из пациентов могут критически отнестись к советам и рекомендациям психотерапевтов, ведь они далеко не всегда адекватны и не всегда ведут к здоровью души, к исцелению души.
Я не могу говорить за всех психотерапевтов и за всех клиентов психотерапевтов. Но тот опыт, с которым пришлось столкнуться мне лично и свидетельствование результата психотерапии некоторых моих знакомых, приятелей и близких друзей, может говорить о том, что психотерапия хотя и облегчила слегка их внутреннее состояние (то есть, они стали меньше страдать), но в общении эти люди сильно переменились не в лучшую сторону - стали более закрытыми, агрессивными, самовлюблёнными, гордыми. Да, можно было бы сказать, что у них повысилась самооценка, они стали более уверенными в себе :) Другими словами, они больше укрепились в своём эго, у них получилось сделать своё эго более комфортным для себя.
Но эго - это всегда несчастье.
Как говорил один политолог "если вы оказались в заднице, нужно искать пути выхода оттуда, а не обустраиваться там".
Многие психологи учат как раз "обустраиванию там". А есть способы выхода.
И именно на способах выхода из эго-состояния нужно сосредотачивать внимание, если хочется навсегда избавиться от страданий.

К сожалению, к очень большому сожалению, очень мало такой информации, такой литературы, которая учит, помогает выбираться из эго-состояния. Среди психологической литературы тоже, конечно же, встречается такая информация, но её не больше, чем в религиозных или эзотерических текстах.

Современная психология смотрит на эго слишком узко и с прохладцей, ну, мол, есть оно и есть, всё нормально, и направлена скорее на поиск способов обезболивания, уменьшения интенсивности страдания. В то время как эзотерики или некоторые религиозные течения видят в эго единственную причину человеческого страдания и ищут способы растворения эго или выхода за его пределы.
Согласись, есть ведь разница, если у человека тяжёлая болезнь физического тела - будет он сидеть на "анальгине" - или ему врачи сделают операцию.
Психология во многом - это анальгин.
Конечно, это не плохо, ведь, действительно, всегда всё начинается с первого шага, и к психологу не приходят "просветлённые" :). И очень хорошо, очень замечательно, если человек делает другие шаги - углубляется, глубоко трансформируется, становится менее эгоистичным, внутренне оживает, становится более чутким и добрым к другим людям. И очень здорово, если какие-то психологические тексты или психотерапевт способствуют этому. Но это, к сожалению, бывает очень редко.

Поэтому в тексте здесь ключевая мысль в том, что потенциальному клиенту нужно быть очень внимательным, чтобы не научиться у психотерапевта плохому (увеличения эго, увеличения гордости, увеличения цинизма, усиление зацикленности на себе и т.д. - то, что психотерапевты часто называют "повышением самооценки"), клиент мог бы распознать это и уйти от психолога, потому что сам он внутренне тянулся бы к добру.
А также в этом тексте речь идёт о том, чтобы психологи сами начали это понимать и работать над этим, и подбирать соответствующие методы работы с клиентами, чтобы вести их к тому же.
monkey_key
May. 29th, 2016 05:14 am (UTC)
Кстати, например, Экхарт Толле и Джидду Кришнамурти - примеры тех людей, которые как раз говорят о том, что эго - причина всех страданий человека, говорят о важности избавления от эго, и учат тому, как к этому практически прийти.

monkey_key
May. 29th, 2016 05:52 am (UTC)
Самое главное же, ты наверное, не совсем поняла, в каком контексте написаны Пашины тексты о ловушках психотерапии.
Они написаны для небольшого количества людей, которые уже интересуются развитием осознанности в том ключе, который приведён в Пашином журнале, кто уже читает Экхарта Толле и Кришнамурти. И для них это и пишется. Пишется с тем смыслом, что если вдруг у них возникнет мысль "а не пойти ли мне к психологу", то для них ответ такой - "не пойти". Только в этом смысл его постов. Потому что лучше использовать более действенные методы по растворению эго, чем, как ты верно говоришь, делать первый шаг, идя к психологу. Для них этот первый шаг будет шагом назад. У них уже есть более глубокие источники знания для работы над собой.

А то, что ты говоришь - это относится к большинству людей, которые пока не интересуются глубокой работой над собой. Они и так пойдут, прежде всего, к психологу или к священнику (или к гадалке). Но они не будут читать Пашин журнал, разве что случайно. Даже если они и почитают, то сделают выбор - если их будет интересовать более глубокая работа над собой, то они займутся этим, но большинство людей не захотят так глубоко работать над собой. И для удовлетворения желаний таких людей и есть психологи, священники и т.д.
Ты ведь сама согласилась, что психология - это первый шаг. Для них это и будет первым шагом. Но многие на этом первом шаге и остаются.

Так что, нужно понимать, в каком контексте были написаны эти тексты, для кого. У Паши журнал специфический, и в друзья входят чуть больше 100 человек, которые давно глубоко интересуются темой развития осознанности. Он всё это пишет для них.
star_olek
May. 29th, 2016 07:42 am (UTC)
Да, Ленка, ты права. Я не учла аудиторию, для кого написано. Мне кажется, человек ищущий, способный к саморазвитию сам поймет, что ему недостаточно того, что дает психотерапевт и т.п., станет искать что-то еще. Жаль сами психотерапевты в большинстве своем ограничиваются своей самозначимостью, самоценностью, эгоцентричностью и перестают развиваться (точнее - расширятся) в своем осознании. Это, конечно, так. Спасибо за диалог. Всегда приятно общаться с тобой )))
monkey_key
May. 29th, 2016 07:20 pm (UTC)
Олька, и тебе спасибо! :)
( 6 поделились — Что думаешь? )