?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Практика наблюдения

В практике наблюдения - одно качество внимания. В процессе жизнедеятельности - другое.
В практике наблюдения внимание очень тонкое, прислушивающееся, изучающее. В практике наблюдения мы получаем информацию о содержимом нашего "внутреннего мира" (так и хочется сказать - "густонаселённого"). Мы предельно внимательно стараемся изучать те или иные ментально-эмоциональные проявления. В практике мы собираем информацию. Чтобы потом, в процессе жизнедеятельности применять эту информацию, применять полученные знания об этом "внутреннем мире".
В процессе жизнедеятельности мы уже не исследуем так пристально ментально-эмоциональные проявления. В процессе жизнедеятельности мы пользуемся разумом, пользуемся полученными в процессе практики наблюдения знаниями.
Например, в практике я исследовала страх темноты. Я увидела, что страх темноты - это на самом деле страх увидеть проявления каких-то тонких миров, увидеть тонких энергетических сущностей, которые будут настроены недружелюбно ко мне, или почувствовать их присутствие, это страх ощутить нападение на меня этих сущностей; это страх услышать какие-то звуки, принадлежность которых к чему-либо мне будет не ясна.
В детстве очень часто я испытывала такой же страх, я часто просыпалась среди ночи с ощущением жуткого страха и не могла пошевелиться, и мне казалось, что это длится вечность. Я не буду ничего говорить о реальности тонких миров и существовании в них энергетических сущностей, которые питаются нашими эмоциями и т.д., не буду говорить о чувствительности некоторых людей к этим вещам. На данный момент это не так уж важно. Об этом можно как-нибудь потом :)
И вот, видимо, этот страх застрял во мне с тех лет и проявлялся очень часто, когда я оказывалась в тёмных помещениях.

Рассмотрев этот страх, я увидела ещё и отношение к нему - страх этого страха. То есть, страх очутиться в тёмном помещении, потому что в тёмном помещении у меня может возникнуть страх увидеть или ощутить тонких энергетических сущностей, настроенных недружелюбно.
Увидев страх страха, я обнаружила ещё и недовольство страхом страха. А под недовольством - желание, чтобы не было ни страха, ни страха страха. А под этим желанием - ещё одно желание - желание, чтобы у меня были приятные ощущения и эмоции в темноте, что, в общем, является проявлением желания комфорта.
Желание комфорта - это такой краеугольный камень, о который постоянно спотыкаешься (я, во всяком случае, постоянно спотыкаюсь). Отождествление с желанием комфорта плодит очень много страданий. Это отправная точка множества страданий.

В общем, обнаружив на самом дне этого пирога желание комфорта, желание "приятненького", у меня очень быстро поменялся взгляд на страх темноты.
Одновременно с этим поиском "подводных течений", то есть, надстроек отношений ума к страху темноты, шла ещё и работа разума, размышлений. Я подумала: ну даже если я и увижу этих сущностей, даже если и почувствую их, ну они же ничего мне не смогут сделать. Они смогут сделать, может быть, физическому телу. А мне - мне как духу - ничего.
Они могут причинить дискомфорт моему эмоциональному телу. Но если я не буду отождествляться с комфортом, то эмоциональный дискомфорт, если он возникнет, для меня не будет страшен. И, более того, если я не буду отождествляться с желанием комфорта, то эмоциональный дискомфорт значительно уменьшится, или даже вообще исчезнет. В любом случае, для меня он не будет чем-то значимым.

Меня сегодня осенило, когда я перечитала Пашину запись "Отношение к реакциям, эмоциям и мыслям". Меня осенило, насколько важно не придавать значения дискомфорту, насколько важно не придавать значения всему тому, что мы можем обнаружить "неприятного" там, "в себе", когда будем наблюдать, и насколько важно не придавать значения этому уже потом, в жизни, если это будет возникать.
Потому что мы, рассмотрев это, поняв неадекватность этого, тут же понимаем, что отождествляться с этим не нужно, что действовать нужно из разума. А те ментально-эмоциональные проявления, которые мы уже рассмотрели, изучили, если вдруг они снова будут проявляться, мы воспринимаем как голос пациента из психушки (вообще, очень хорошая, точная аналогия :) ).
Мы, в общем-то, и наблюдаем только для того, чтобы потом больше не отождествляться с этим. Чтобы узнавать голос этого пациента и не придавать ему значения, не обращать на него внимания. Мало ли что больной человек там рассказывает :)

И вот ещё один немаловажный момент для меня.
Пока мы рассматриваем, мы статичны, неподвижны.
А когда мы действуем, мы активны. Когда мы действуем, нам уже больше не нужно рассматривать и изучать.
Чтобы эффективно действовать, нужно сначала хорошо изучить, чтобы знать, как поступать.
Это похоже на любые виды работ - это как собрать шкаф, купленный в магазине, который доставлен нам домой в виде досок, болтов, ручек и т.д. Для начала нам нужно изучить инструкцию, нужно рассмотреть каждую деталь, понять последовательность и т.д. И только тогда, когда у нас уже достаточно информации, мы можем присупать к сборке. Мы не можем одновременно и изучать инструкцию, и собирать детали. Мы это можем делать только поочерёдно.

Если у нас проявился какой-то страх, в самой ситуации, в которой он проявился, изучать этот страх не нужно, да и едва ли получится.
Я много раз допускала эту ошибку - я пыталась изучать негативные эмоции во время их возникновения в какой-то ситуации, смотреть на них, пыталась разотождествляться с ними. В результате - у меня ничего не получалось, я оказывалась парализованной этими эмоциями, не могла эффективно действовать. Было ощущение, что эмоции, мысли - как огромные дома вокруг меня, а я - маленькая-маленькая, заблудившаяся в этих домах, вижу их, но ничего не могу сделать.
В самой ситуации нужно действовать эффективно - нужно включить разумность на полную мощность, игнорируя страх или другие эмоции, нужно просто действовать сообразно ситуации, включать сердечность, предпринимать какие-то активные действия и т.д. А уже изучить этот страх можно дома, в спокойной обстановке, выделив специально время.
Действуя в реальности, нужно как бы забывать про негативные, дискомфортные эмоции. Не будет ошибкой, если в ситуации, когда нужно действовать и нет времени разбираться, списать негативные, дискомфортные эмоции или отсутствие доброты на неадекватные проявления ума, с которыми по умолчанию не нужно отождествляться. И действовать разумно, эффективно, применять сердечность, понимание, самоотверженность.

И ещё одно.

Как я теперь вижу, для чего нужна практика наблюдения, практика тренировки внимания.
Раньше мне было не совсем понятно, зачем это, ведь исследовать содержание ума, рассматривать причины страхов, выслеживать неадекватные идеи можно и так, без специально отведённого времени для практики, и действовать из разума тоже можно всегда и везде.
Но практика наблюдения очень интересна тем, что начинаешь учиться видеть, где ты, а где - не ты.
И самое интересное - это то, что очень многое из того, что мне раньше казалось "мной", на самом деле оказывается просто шаблонами ума. "Я этого хочу / я этого не хочу", "буду / не буду", "нравится / не нравится" - у ума ко всему своё отношение, и часто, в случае "моего" ума - отрицательное. Ему очень много чего не нравится, он очень много капризничает, очень много и часто выражает недовольство. И когда я этого не вижу - я с этим отождествляюсь, и получается, что "я недовольна", "мне не нравится". А на самом деле - это просто пациент :)

И когда видишь эти шаблоны, видишь, сколько там всего неадекватного, видишь, чувствуешь, что это к тебе никакого отношения не имеет - то начинает просвечивать то Настоящее, что в тебе есть.
Такая даже ассоциация возникла, что как будто бы снимаешь шелуху слой за слоем, и чем больше снимаешь, тем больше проявляется, просвечивает Суть. Я - это всегда луч внимания, но на него, как на луч проектора накладываются слайды, могут наслаиваться шаблоны ума, и тогда луч внимания уже не кристально чист, не бьёт ярким светом, он тускнеет и волей-неволей показывает миру ту картинку, которую на него наложили - недовольство, гнев, страх.
В практике наблюдения мы учимся различать эти слайды, снимать их, расчищать наш лучик внимания, чтобы давать возможность проявляться нашей Сути. Потому что только так мы можем чувствовать настоящую радость, настоящую любовь, чувствовать жизнь в себе и вокруг.

Когда регулярно проводишь практику, внимание становится очень чувствительным, чутким, и в процессе жизни начинаешь замечать ещё больше, чем раньше. И при этом появляется сила не отождествляться с этим, не бороться с этим, а просто быть, видеть, свидетельствовать и не смешиваться, и действовать, опираясь на разум, на доброту.
Раньше, когда у меня не было силы не отождествляться, я пробовала просто действовать, опираясь на разум. Получалось. Но я очень много энергии тратила на то, чтобы разумом "протаранить" активизировавшиеся шаблоны ума. Мне такая практика, конечно, очень помогла развить активность разума. Но в какой-то момент я почувствовала, что очень устаю от таких регулярных "штурмов", да и не всегда был нужный эффект.
Поэтому захотелось пойти дальше.